Начальник отдела арматуры
Последние десятилетия в развитии арматуростроения знаменуются тем, что на производственных технологических линиях и транспортных магистралях широко стала применяться арматура с поворотными затворами: шаровые краны, поворотные дисковые заслонки (типа “Баттерфляй”), поворотные односегментные клапаны с эксцентриситетом и д.р.
Каждая из перечисленных конструкций имеет свои положительные и отрицательные качества и, естественно, применение обосновано их особенностями.
Наиболее широкое распространение в качестве запорной и запорно-регулирующей арматуры получили шаровые краны благодаря своим следующим достоинствам:
Однако, эксплуатация шаровых кранов, особенно на магистральных линиях газонефтепроводов, выявила недостатки, которые заключаются в том, что наличие твердых включений (песка) в рабочих средах приводит к быстрому износу уплотнительных поверхностей затвора, снижается ресурс арматуры по цикличности. Ремонт шаровых кранов, особенно больших DN, очень трудоемок и требует специального дорогостоящего оборудования для точной обработки сферы.
Широкую популярность в настоящее время завоевывают разработанный и запатентованный три десятилетия назад инженерами компании «Masoneilan» новый тип поворотного регулирующего сегментного клапана с эксцентриситетом типа «Camflex», аналогичную арматуру выпускают фирмы «Neles», «Flowserve» и другие.
Направление потока в этих клапанах - «под затвор». Траектория перемещения уплотнительной поверхности рассчитана таким образом, что при повороте шарового сегмента, касание уплотнительной поверхности сегмента с седлом происходит только в положении «Закрыто». Эта конструкция позволяет устранить основной недостаток шаровых кранов, связанный с сильным износом уплотнительных поверхностей в загрязненных рабочих средах.
При большом перепаде давления обеспечить герметичное перекрытие потока практически невозможно, ибо перепадом давления затвор отжимает от уплотнительной поверхности седла. Если же подавать давление на затвор, то можно осуществить высокую герметичность перекрытия, но при этом необходим большой момент привода, чтобы открыть затвор.
При регулировании рабочей среды при больших перепадах давления на уплотнительных поверхностях возникают большие скорости истечения (рис.1). Результаты получены при аэродинамическом расчете по программной системе ANSYS CFX 10.0.
Рисунок 1. Односегментный клапан DN300, PN75. Затвор раскрыт с поворотом на 10°.
Высокие скорости истечения способствуют сильному эрозионному износу уплотнительных поверхностей, что снижает герметичность при закрытии. При этом существенно возрастает момент на поворотном приводе, т.к. затвор выполнен с эксцентриситетом. Эти недостатки сильно сдерживают применение этой конструкции, особенно при больших DN и PN.
На предприятии ООО НПЦ «Анод» разработана, изготовлена и запатентована конструкция двухсегментного клапана (100КДС 51 00.00), в которой устранены все вышеперечисленные недостатки. Клапан рассчитан на параметры DN100, PN80, T120° (рис. 2, 3, 4 и 5). В июне 2007 года на полигоне филиала «Саратоворгдиагностика» успешно проведены испытания на газовой среде на соответствие его технических характеристик требованиям Российских, международных стандартов и «Общей технической спецификации ОТС-ЗРА-98», а также оценки надежности и безопасности клапана в реальных условиях эксплуатации.
Оси сегментов клапана размещены относительно оси сёдел с эксцентриситетом, а сами сегменты связаны между собой системой рычагов, позволяющей обеспечить синхронное одностороннее поворотное движение по направлению к своему седлу при воздействии момента на ось одного из сегментов. При повороте на закрытие шаровые сегменты приближаются к своему седлу и в конце закрытия (поворот на 90°) одновременно касаются уплотнительных поверхностей седел, создавая контактные удельные давления на уплотнительных поверхностях.
В отличие от шарового затвора, эксцентриковая конструкция затвора обеспечивает соприкосновение уплотнительных поверхностей только в последний момент закрытия клапана или в начальный момент открытия. При сближении уплотнительных поверхностей увеличивается скорость потока рабочей среды с твердыми включениями, что существенно снижает возможность попадания их на уплотнительную поверхность.
Рисунок 2. Двухсегментный клапан. Положение «открыто».
Рисунок 3. Двухсегментный клапан. Положение «закрыто».
Рисунок 4. Двухсегментный клапан. Положение «открыто».
Рисунок 5. Двухсегментный клапан. Положение «закрыто».
Основные отличия двухсегментного клапана от шарового крана заключаются в следующем:
Рисунок 6. Направления моментов в затворе двухсегментного клапана.
Основные отличия двухсегментного клапана от односегментного клапана с эксцентриситетом заключается в следующем:
Рисунок 7. Односегментный клапан DN300, PN75. Затвор раскрыт с поворотом на 10°.
Рисунок 8. Двухсегментный клапан DN300, PN75. Затвор раскрыт с поворотом на 10°.
В сравнении с поворотными заслонками (типа «Баттерфляй») можно отметить все вышеописанные особенности двухсегментного клапана. Также можно добавить, что в двухсегментном клапане обеспечивается полнопроходность проходного сечения, и как следствие – снижение коэффициента гидравлического сопротивления в положении «Открыто».
Использование положительных особенностей двухсегментного клапана позволяет создать более совершенную арматуру нового поколения на различные рабочие параметры и проходные сечения, а именно:
Вся арматура будет оснащена приводами малой энергоемкости с уменьшенными весогабаритными характеристиками.
Дальнейшие работы, связанные с упрощением конструкции двухсегментного клапана привели к созданию конструкции крана эксцентрикового, где оси входного и выходного отверстий уплотнительных поверхностей и оси седел смещены относительно друг друга, а сегменты жестко установлены в едином корпусе запорного элемента, который имеет возможность поворота на оси, центр которой расположен посередине седел (Заявка на изобретение №2007143585 от 27.11.2007г.). На рис. 9, 10 представлен разрез крана в двух крайних положениях.
Рис. 9. Кран эксцентриковый. Положение «Открыто».
Рис. 10. Кран эксцентриковый. Положение «Закрыто».
На рис. 11, 12 изображена конструкция крана эксцентрикового (патент RU №75236), где сегменты жестко установлены в едином корпусе запорного элемента, который имеет возможность поворота на валу, центр которого расположен на оси входного и выходного отверстия корпуса, а уплотнительные конические поверхности седел смещены относительно оси отверстий корпуса на величину эксцентриситета уплотнительных поверхностей сегментов запорного элемента. Оси входного и выходного отверстий корпуса совпадают.
Рис. 11. Кран эксцентриковый. Положение «Открыто».
Рис. 12. Кран эксцентриковый. Положение «Закрыто».
Эксцентриковые краны целесообразно применять на трубопроводах до 300мм и DN<=25 или на диаметрах до 100мм и PN<=100.
Использование двухсегментного клапана особенно целесообразно для больших диаметров (DN>=300) и высоких рабочих давлений, так как в этом случае достаточен привод с небольшим крутящим моментом и малыми весогабаритными характеристиками. Моменты на клапанах со сбросом давления из внутренней полости при открытии минимально уменьшаются в 8 раз.
Создание приводов для шаровых кранов на большие DN и PN в настоящее время особенно актуально, так как уже сейчас шаровой кран DN1400, PN80 используется с пневмогидроприводом крутящим моментом 250000 Нм. Изготовление же пневмогидропривода для шарового крана DN1400 на давление 160 атм. становиться задачей почти невыполнимой. Конструкция двухсегментного клапана существенно помогла бы разрешить эту проблему.
Использование положительных особенностей двухсегментного клапана и эксцентрикового крана позволяет создать более совершенную арматуру нового поколения на различные рабочие параметры, любые проходные сечения и рабочие среды с разной степенью загрязненности.